Даяг (dayag) wrote,
Даяг
dayag

Мрамор Словении

Мра́морная форе́ль (лат. Salmo marmoratus) — вид пресноводных рыб из семейства лососёвых (Salmonidae). Водится в основном на севере Адриатического моря, в реках на севере Италии, севере Словении и юге Швейцарии. Численность данного вида форели невелика, уже с начала XX века количество особей неуклонно уменьшается.

В естественных условиях длина рыбы варьируется от 30 до 70 см, но бывали и исключения. Так в Словении была найдена мёртвой особь, длина которой составляла 117 см при весе 24 кг, а самая большая живая пойманная форель достигала 120 см при весе в 22,5 кг.

Помимо мраморного окраса, данный вид форели выделяется большим размером головы, которая занимает от 22-25% общей длины тела, из-за чего в Боснии и Герцеговине она получило своё второе название — «Glavatica» («Glava» — голова). Поймать мраморную форель непросто из-за её костистой пасти и бойцового характера.

Я предполагал, что европейские метеорологи лучше осведомлены, чем наши, израильские, отчасти, благодаря межрегиональному сотрудничеству. По приезду в Каринтию стало очевидно, что в Европе отдел прогноза погоды не подключен ни к Интернету, ни к телефонии, вместо этого посередине офиса просто установлено огромное колесо, на котором написано «Ясно», «Пасмурно», «Гроза», «Снег», «Ветренно», и второе, поменьше, на котором написано «Понедельник», «Вторник» (и т.д.). Иного объяснения тому, что между точным недельным прогнозом, и картинкой за окном, не было ничего общего, я не нашел: вместо затяжного недельного дождя и 3-17 градусов тепла, за окном бодро светило Солнце, а температура росла изо дня в день, быстро достигнув летней отметки +25...

Привезенная забродная куртка, шерстяная шапка и неопреновые перчатки мне явно не пригодились бы, и на рассвете, 21 мая, заготовив бутерброды и чай, в пять утра я выехал из Фелд ам Зии (Австрия) в сторону реки Идрицы (Словения).

– примерно 150 километров. Почти сразу после Караванкен-туннеля, за выездом на Радовлицу, навигатор почему-то увел меня на узкую тропинку, с трудом пробивающуюся через густой лес на северо-восток. По оценке гаджета следующие 80 километров я должен был проехать за... полтора часа...

Так как на въезде в тоннель я уже потерял полчаса (строительные работы), я немного нервничал. Несмотря на ранний выезд (5:00), я не успевал на точку встречи с Гаспером, моим гидом, к семи, а похоже – и к половине восьмого. Только этим я могу объяснить тот факт, что не остановился сфотографировать одну особенно живописную деревню. По центральной улице текла река, под хорошим наклоном, а в нее, пробиваясь то тут, то там через каменную кладку под мостовой, водопадами впадали десятки ручьев. Я надеялся остановиться в этой деревне на обратной дороге, даже выделил для этого время – но навигатор решил иначе, и путь обратно был легок и пролегал в основном по скоростным трассам.

А пока я цеплялся за руль, осознавая, что не могу ни на секунду опустить глаза с дороги. Повороты были круты и непредсказуемы, а узкая полоска асфальта то заводила меня на гребень горы, то бросала крутым виражом в очередную долину. В конце указатели начали озвучивать искомую Идрицу, правда навигатор решил выкинуть последнюю шутку, направив меня по крутой грунтовке в гору, по неверному направлению. По дороге я вспугнул косулю, которая сиганула в обрыв слева – я даже остановился посмотреть, не переломала ли она себе руки-ноги.. В конце подъема я просто въехал на своем «Опеле» в чей-то двор, серьезно озадачив лежащего на своей конуре зенненхаунда. Тут я понял, что выхода нет, и просто набрал Гаспера с мобильного. Через пять минут я уже пожал ему руку и заскочил в гостиницу «Zelinc», чтобы купить лицензию. Странно, в Австрийской части Альп рыбалка, по словам персонала, отвечающего за продажу лицензий, была затруднена из-за небывало высокого уровня воды в реках, а в Словении – наоборот, проблема была в необычно низком уровне воды. Но я объяснил моему гиду, что сложные погодные условия – мое второе имя, и мы запрыгнули в машины.
Хорошо, что я поехал на своей – альпийские жители выработали такие навыки вождения по горным трассам, что на своем «Опель Инсигнья» я с трудом успевал за маленькой «Шкодой» Гаспера. Сначала мы остановились прямо в городке, но Гаспер, увидев количество машин на «рыбацкой» стоянке, вернулся в машину и продолжил движение вниз по реке.
Через пять минут мы припарковались, переоделись в забродники, и спустились к реке. Гаспер протягивает мне мушку. «Спасибо, курю только свои» - улыбаюсь. Я тяжелый клиент.  Он даже без поляризационных очков умело отыскивает стоящую на течении «радужку», советует нимфу из моей коробки, и я делаю первый заброс. Честно говоря, в последнее время, особенно после последней шведской поездки, я сторонник ловли на сухую мушку. Это красочно, интересно и требует особенной ловкости и в вязании мушек, и в технике ловли. Когда заброс на нимфу не принес поклевки, я осведомился, не пришло ли время попробовать поставить сухую имитацию поденки, ведь поденка – основа основ нахлыста – это May fly. Гаспер был непреклонен. «Ведь ты даже не видел выходов рыбы на поверхность» - логично заметил он. И тут на течении вывернулась крупная форель. «Хе-хе, я ставлю сухую». «Маленькую, белую!» Я поставил Adam’s, но №14.

Классическая заводь, валуны в воде уводят течение вправо, за ними – небольшая, на вскидку – не глубже полуметра, заводь. Стоя ниже по течению легко проводить мушку по границе потока. Одна проводка, другая… Выход – пустая подсечка. Слышишь, как пульсирует в венах кровь. Говорю сам себе тихо: «БУМ!!!» - и клюет рыба. Недолгое вываживание, и килограммовая форель у меня в подхватке. По словам моего ассистента, форель до 55 см считается на Идрице маленькой…

Перевязываю мушку – двумя днями ранее я видел крупную светло-коричневую поденку в Австрии – ну не может форель не заинтересоваться Elk Caddis! Гаспер шепчет с берега: «Small!!! White!!!” Его задача – обеспечить клиента хорошим уловом. Моя – проверить свою интуицию.
Поклевку крупной рыбы на сухую мушку видно сразу. На пути сплава моей мушки появляется серебристая торпеда, чуть-чуть, не тратя лишней энергии, понимается голова, создавая бурун, подсекаю автоматом, и чувствую, как заходила на шнуре рыбина. Возможно, ловить здесь на «тройку» было не слишком умно…. Борюсь с форелью, меняя углы вываживания, перехожу по реке, ищу удобные позиции. Через какое-то время форель показывается на расстоянии, допускающем приземление. Смотрю на рыбу, и понимаю, что моя подхватка мала. Так вероятно чувствует себя тореадор, подгуляв, вышедший на разъяренного быка с зубочисткой… Делаю знаки Гасперу – его сачок значительно больше. Принимаем рыбу, короткая фотосессия, «хвостопожатие» - и рыба возвращается на течение.

«Мне нужен стакан чая и сэндвич!» - выхожу из воды, руки трясутся, адреналин бурлит. Теперь я могу сделать несколько фотографий реки, старинной дамбы, моего проводника.

Еще несколько забросов, пустая поклевка – и я предлагаю переместиться в новое место – полдень, я вряд ли смогу рыбачить позднее пяти, чтобы горную часть моего пути проделать засветло.

Мы паркуемся прямо в городе. Под мостом стоят несколько мраморных форелей. Под стенами домов красивая заводь. Рыба стоит сразу за прибрежными кустами. Поймать ее очень непросто – этот вид форели пуглив и осторожен, к тому же ее костистую пасть сложно пробить крючком. Пытаюсь забросить из-за куста, но нимфа цепляется за ветку, и «мармората» уходит вниз по течению.

Я не очень люблю урбанистический вид, к тому же в пределах видимости стоят еще несколько рыболовов, поэтому через полчаса прошу переместиться дальше. Под небольшим мостом провожу нимфу и в конце проводки вдруг чувствую рыбу! Мраморная форель!!! Я сижу на валуне, как прикованный, боясь спугнуть оставшихся в заводе рыб, а форель заходит на отмел, упирается головой в дно, и сходит у наших ног… Мы оба расстроены – скорее всего это был мой единственный шанс поймать мраморную форель. Иногда люди приезжают на Идрицу несколько раз, чтобы встретиться с этой рыбой… Эх…
Ловить в этой заводи больше не хочется, мы фотографируем водяного ужа – «кобраньку» - и идем дальше. Вообще в этот раз в Альпах было много ужей – и обычных, желтоухих (на словенском – «белоушка»), и водяных. Кормясь мальками и земноводными, ужи прекрасно себя чувствуют вблизи горных речек.

В реку впадал широкий мелкий ручей, я сел на камень на берегу, переводя дух после того, как упустил «марморату», и поглядывая по сторонам. На воде появилась пленка от падающего тополиного пуха, а под ней заходили, подобно акулам, крупные «радужки», собирая с поверхности щедрую дань в виде не удержавшихся на ветру насекомых. Я оживился – так значит ловим на сухую!
«Я обязан это попробовать, Гаспер, прости!» - ставлю Yellow Stimulator #6… Мой гид горестно качает головой. Короткая проводка, мушка проплывает мимо стоящей на течении форели. Обожаю этот момент, когда рыба отклоняется от места своей стоянки в сторону проплывающей мимо нее мушки и ускоряется – секунда до поклевки – бум – эта радужка явно небольшая, килограмм, но решила не сдаваться. Я все с той же «тройкой» - рыба делает «свечку» в одной стороне заводи, бросается в другую – снова прыжок и сальто, еще один – в моем направлении, а после четвертой «свечки» она сходит. Я хохочу на берегу. Еще заброс – выход очень крупной форели, я вижу, как в момент поклевки мой поводок отрывается, и «змейкой» летит в морду рыбы. Пора двигаться дальше – время к пяти, стоит попробовать еще заводь.
Вспугнув на спуске парочку ужей, захожу в реку. Рыбалка интенсивна, к тому же я не привык рыбачить с гидом. Выходов рыбы не видно, я предлагают вернуться на место впадения ручья, туда, где курсируют крупные радужки. Для себя решаю, что ловлю еще 15 минут – иначе засветло мне из долины не выбраться, а еще и ремонт Караванкен-тоннеля может задержать непредсказуемо.

Присаживаюсь на знакомый камень, забрасываю Elk Caddis на №14, в конце проводки чувствую рыбу. Не может быть - но так клюет… «мармората»! Не может быть – но рыба в подхватке! Гаспер ловко перекусывает поводок, чтобы быстрее освободить рыбу. Он доволен, а я просто не верю своим глазам! Делаем несколько фотографий – рыба прекрасна – и отпускаем.

«Знаешь, я не хочу больше делать ни одного заброса – этот день должен закончиться так». Мы жмем руки, и я возвращаюсь домой. И странное дело – навигатор вывел меня хорошей ровной трассой на скоростную, как только я доехал до тоннеля, наш ряд начал двигаться – я даже не успел заглушить движок – и вернулся я домой засветло, в четверть девятого. 